|
| |
|
»
Тема музыки |
|
|
Новости |
|
|
Отдельные части музыкального произведения (или, как говорят, музыкальные построения) выполняют в нем различные смысловые задачи. Одни носят вступительный характер, другие— заключительный, в одних излагается мысль, в других она получает дальнейшее развитие. Вступление и заключение при всей своей важности не могут считаться основными частями. А всякого рода развитие возможно лишь после того, как изложен определенный тезис, дан определенный материал, который требует продолжения, изменения, разработки. Вот почему особое значение приобретают те части произведения, в которых слушатель как бы впервые знакомится с основной мыслью, с «зерном» произведения. Такая мысль, сравнительно небольшая и достаточно завершенная, называется музыкальной темой. |
|
|
Подробнее |
|
| | |
|
| |
|
»
Речевой и музыкальный языки |
|
|
Новости |
|
|
Обратимся снова к сравнению речевого языка с языком музыкальным. Начнем с того, что, подобно человеческой речи, музыке свойственна членораздельность. Слушая произведение, мы ясно ощущаем музыкальные «запятые» и «точки с запятой», просто «точки» и даже «абзацы». Границы между частями произведения—независимо оттого, велики эти части или малы, — называют цезурами. Понятно, что могут быть цезуры глубокие — вроде уже упомянутых границ между действиями оперы или балета — и менее заметные, подобные тем, какие отделяют куплет от куплета или даже строчку от строчки в песенной мелодии- Обратим внимание на разграничение отдельных музыкальных фраз в песне «Исходила младенька» (пример 3). |
|
|
Подробнее |
|
| | |
|
| |
|
»
Симфонии |
|
|
Новости |
|
|
Акты опер и части симфоний—это своего рода «целые часы» музыкального времени, а запевы и припевы — его «минуты». Но есть еще и музыкальные «секунды», которые очень важны и для выразительности, и для организованности музыки. Как они отсчитываются? С помощью ударений, акцентов.
В нотах такты отделяются друг от друга вертикальными линиями, стоящими перед первой, ударной, сильной долей. Таким образом, правильная запись песни «Ах вы, сени» получит следующий вид: |
|
|
Подробнее |
|
| | |
|
| |
|
»
Гармония в музыке |
|
|
Новости |
|
|
Однако очень часто бывает так, что голосов в музыке несколько, но ясно выраженная мелодия—только у одного, а остальные играют роль сопровождения. В самом простом случае таким сопровождением служит последовательность аккордов, закономерно построенных созвучий. Вот припев из куплетов отважного тореадора Эскамильо (опера Визе «Кармен»):
Энергичную призывную мелодию здесь поддерживают четкие и определенные аккорды — гармония. |
|
|
Подробнее |
|
| | |
|
| |
|
»
Русская песня |
|
|
Новости |
|
|
Есть русская народная песенная полифония, которая предполагает, что каждый исполнитель поет свой вариант песни. В песне «Калинка», например, нижний голос поет почти то же, что и верхний, только несколько ниже:
А вот другой пример, песня «Ой да ты, калинушка», в которой голоса-варианты более разнообразны — это еще типичнее для русского народного многоголосия. Голоса вступают в разное время, их мелодии, сохраняя общую основу, во многом отличаются друг от друга.
Такова народно-песенная или, как ее называют, подголосочная полифония. |
|
|
Подробнее |
|
| | |
|